Сайт учителя русского языка и литературы

                                          Киреевой Людмилы Григорьевны.    

 

Сложное бессоюзное предложение - дидактический материал

       

Задание 1. Прочитайте пословицы. Какие син­таксические отношения выражены в данных слож­ных бессоюзных предложениях? Сгруппируйте пред­ложения по смысловым отношениям их частей и запишите, расставляя знаки препинания.

1) Май холодный год хлебородный. 2) Ветры горы разрушают слово народы подымает. 3) Ав­густ варит сентябрь к столу подает. 4) Сам земле не поклонишься она к тебе не придет. 5) С лоды­рем поведешься горя наберешься. 6) Не копай дру­гому яму сам в нее попадешь. 7) Не сушит чело­века работа сушит забота. 8) Есть терпенье будет и уменье. 9) Июль сладкоежка щедр на душистые ягоды. 10) Ноябрь пригвоздит декабрь намостит. 11) Увидел грача весну встречай. 12) Авоська ве­ревку вьет небоська петлю затягивает. 13) Август густарь разносол всего вдоволь. 14) Дом без уг­лов не строится без пословицы речь не молвится. ] 5) Учись доброму худое на ум не придет. 16) На­таскала белка орехов в дупло будет ей в зиму тепло. 17) На что вороне большие хоромы знай ворона свое гнездо. 18) Хочешь поймать рыбу не взбирайся на дерево. 19) Осень хвастлива зима справедлива.'20) Больше хлеба на полях больше хлеба в закромах. 21) Зимой снег глубокий летом хлеб высокий. 22) Держись за дубок дубок в зем­лю глубок. 23) Глаза без души слепы уши без серд­ца глухи. 24) Жизнь не камень на одном месте не лежит а вперед бежит. 25) Не был на чужбине не оценишь сполна свою страну. 26) Старший начи­нает младший продолжает. 27) Есть совесть есть и стыд. 28) Сорвался вмиг и улетел гусиный стан теперь кулик среди болот велик султан. 29) Не де­лай зла не будешь в вечном страхе.

• Назовите предложения, которые иллюстри­руют пунктуационное правило «Тире между под­лежащим и сказуемым». Подчеркните в них грам­матические основы, укажите способ из выражения. В каких из этих предложений тире между главны­ми членами не ставится? Почему?

• Какова функция и в предложении 27?

Задание 2. Отгадайте загадки. Определите смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Каких знаков препина­ния они требуют? Начертите схемы бессоюзных сложных предложений с указанием значения час­тей, напишите проверочные союзы.

  1) Посмотри в окошко: идет тоненький Антошка.

  2) Потяну за веревку - встанет гора.

  3) Моря есть - плавать нельзя,

         Дороги есть - ехать нельзя,

         Земля есть - пахать нельзя. Что это?

 4) Дашь попить - станет говорить.

 5) Голова большая,

         Шея тонкая.

6) Идут в лес - стелют холст, возвращаются до­мой - стелют холст.

7)      У меня есть дерево.

         На нем двенадцать веток;

         На каждой ветке тридцать листьев;

         Одна сторона у листа черная,

         Другая - белая.

8) Конь бежит, земля дрожит.

9) Один лежит, другой бежит, третий кланяет­ся.

10) Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.

11) В одной комнатушке соседи живут: одни все кусают, другие жуют.

12)Недотрога от порога

         Никуда не отойдет.

         Гость его заденет пальцем ­-

         Он хозяина зовет.

(Для справок: звонок; зубы; дождь; дорога; крапива; верблюд; гром; географическая карта; лыжи; чернила, перо; год, месяцы, дни, ночи; ко­чан капусты.)

Задание 3. Прочитайте. Определите границы простых частей в составе данных сложных бес­союзных предложений и укажите их количество. Чем осложнены части данных сложных предло­жений?

I. 1) Зеленые дорожки в лесу все будто курятся туман везде поднимается вода пузырьками садит­ся на листья на хвоинки елок на паутинные сети на телеграфную про волоку. (М. Пришвин) 2) По лопухам по крапиве по всякой зеленой траве рас­сыпались белые лепестки отцветает черемуха. (М. Пришвин) 3) Сосна была высокой прямой на темно-зеленой коре литого ствола ни одного суч­ка и ни единого шрама от сучка. (В..Бочарников) 4) Дождь почти перестал ветер стал менее влаж­ным зато пронизывал холодом. (Ж. Верн) 5) Туман клубится над водой восток алеет и бросает розо­ватый отблеск на реку. (М. Твен)

II. 1) В судьбе нет случайностей человек скорее создает нежели встречает свою судьбу. (Л. Н. Толс­той) 2) Благородные живут в согласии с другими людьми но не следуют за ними низкие следуют за другими людьми но не живут с ними в согласии. (Конфуций) 3) Самое короткое выражение смыс­ла жизни такое мир движется совершенствуется задача человека участвовать в этом движении и подчиняться и содействовать ему. (Л. Н. Толстой) 4) Ругают осуждают радуйся хвалят одобряют бойся огорчайся. (Л. Н. Толстой) 5) Через слово человек общается мыслью через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего но и будущего. (Л. Н. Толстой) 6) Пат­риотизм не должен ослеплять нас любовь к Оте­честву есть действие ясного рассудка а не слепая страсть. (Н. Карамзин) 7) Долог путь наставлений краток и убедителен путь примеров. (Сенека)

• Определите смысловые отношения между час­тями данных сложных бессоюзных предложений и запишите, расставляя нужные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, укажите способ их выражения.

• Укажите синтаксическую роль однородных членов, встретившихся вам в этих предложениях. Вспомните и проговорите пунктуационные правила, которыми следует руководствоваться при оформле­нии данных предложений с однородными членами.

• Укажите средства связи однородных членов.

Определите разряд союзов, связывающих одно­родные члены, по значению.

• Укажите сложные бессоюзные предложения, в которых совмещаются разные значения между частями.

·  Начертите схемы предложений № 3, 4(I).

·Произведите полный синтаксический разбор и начертите схему предложения № 3 (II)

• Поразмышляйте в небольшой письменной ра­боте над смыслом слов философа Конфуция (пред­ложение 2, II).

Задание 4. Определите границы простых час­тей в составе данных сложных бессоюзных пред­ложений и укажите их количество. Чем осложнены простые части сложных предложений?

I. 1) Никогда путь к доброму знанию не про­легает по шелковистой мураве усеянной лилиями всегда человеку приходится взбираться по голым скалам. (Д. Рёскин) 2) Время затраченное впустую есть существование время употребленное с поль­зой есть жизнь. (Э. Юнг) 3) Не следует обижаться на людей утаивших от нас правду мы сами посто­янно утаиваем ее от себя. (Ф. Ларошфуко) 4) Он скрепил вместе несколько стволов сваленных бу­рей получился маленький плот («Синдбад-море­ход»).

II. 1) Не все достойные люди добиваются ус­пеха никто не добивается успеха не обладая дос­тоинствами. (А. Моруа) 2) Задумав дело не говори о нем не удастся засмеют. (Питтак) 3) Давая себе поблажки человек ленится и трусит усилием воли он заставляет себя трудиться на совесть и совер­шать геройские поступки. (А. Моруа.)

 

      •    В каком предложении (см. I) имеются сочетаю­щиеся знаки препинания? (В предложении 4.)

   • Объясните: почему это необходимо? Разбери­те это предложение синтаксически.

     Задание 5. Прочитайте. Определите количество простых частей в составе сложных бессоюзных предложений. Какие значения в них совмещаются? Каких знаков препинании они требуют?

Запишите, решая пунктуационные задачи; под­черкните грамматические основы. Укажите гра­фически, какими синтаксическими конструкциями осложнены эти предложении..

1) Солнце склонялось к западу и косыми жар­кими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. (Л.Н. Толстой) 2) Храни огонь родного очага и не позарься на костры чужие та­ким законом наши предки жили и завещали нам через века храни огонь родного очага! (о. Фокина) 3) Плохой друг как тень в солнечный день беги не убежишь в пасмурный день ищи не сыщешь. (А.Куnанбаев) 4) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (А.Пушкин)

     Задание 6. Запишите сначала сложные бес­союзные предложения, в составе которых две простые части, затем - сложные предложения, в составе которых более двух простых частей. Расставьте знаки препинания, подчеркните грам­матические основы, Начертите схемы сложных бессоюзных предложений, в которых сочетают­ся разные значения между частями.

I. 1) Поверьте мне я чист душою (Н. Рубцов.)

2) После грозы вдруг стало очень холодно начал­ся сильный северный ветер. (М. Пришвин) 3) Уж верба вся пушистая раскинулась кругом опять вес­на душистая повеяла Крылом. (Л Фет) 4) Огляды­ваюсь с гордостью назад прекрасно родовое древо наше! (С.Викулов) 5) Солнце садится в тучи дым припадает к земле облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями все это приметы дождя. (К. Паустовский) 6) Было серое ноябрьское утро моросил дождь. 7) Весной весь мир преобра­жается на деревьях распускаются зеленые листоч­ки нарядные цветы украшают землю. 8) Исчезал сонный небосвод опять одевало весь морозный

П. 1) Благородный человек предъявляет требо­вания к себе низкий человек предъявляет требова­ния к другим. (Конфуций) 2) Будьте внимательны к своим мыслям они начало поступков. (Лао-Цзы.) 3) Скромный человек может добиться всего горде­ливый все потерять скромность всегда имеет дело с великодушием гордыня с завистью. (А. Ривароль) 4) Жизнь получает свое богатство от мира цену ей дает любовь. (Р. Тагор) 5) Просвещенный ра­зум облагораживает нравственные чувства голова должна воспитывать сердце. (Ф. Шиллер) 6) При соединении и малое растет при раздоре и величай­шее распадается. (Саллюстий) 7) Гордость лише­на лучшего из пороков она не способна скрываться. (Ф. Бэкон) 8) Секрет успеха в обществе прост нужна известная сердечность нужно расположе­ние к другим. (Р. Эмерсон) 9) Человеческое серд­це не знает пределов человеческий ум ограничен. (А.Ривароль) 10) У человека нет выбора он дол­жен оставаться человеком. (Польская мудрость) 11) Недостаточно иметь заслуги надо уметь людям понравиться (Ф. Честерфилд) 12) Возвышенные натуры творят добро низшие натуры принимают его. (Аристотель)

• Укажите неполные предложения. Какой член предложения в них опущен? Какие знаки препи­нания вы поставили на месте пропуска этих чле­нов?

• Как вы понимаете смысл афоризма Саллюс­тия? Согласны ли с выраженной в нем мыслью? Ка­кие произведения литературы подтверждают мысль Саллюстия, говорят о сипе единства людей? При­ведите примеры пословиц, 'поговорок, афоризмов о счастье.

  Задание 7. Запишите пословицы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Какие значения совмещаются в данных сложных бессоюзных предложениях? Начертите схемы, укажите в них характер отношений меж­ду частями.

1) Сильный напрягся сильнее стал слабый на­прягся хребет сломал. 2) Лебедь по поднебесью мотылек над землей всякому свой путь. 3) Годы не птица улетят не воротишь. 4) Добром добро оплатишь молодец на зло добром ответишь ты мудрец. 5) Не ищи безупречной пищи останешься голодным не ищи безупречного друга останешься одиноким.

• В составе каких сложных бессоюзных пред­ложений имеются неполные предложения?

• Проиллюстрируйте примерами данного зада­ния пунктуационное правило «Тире между подле­жащим и сказуемым». Почему не ставится тире между подлежащим и сказуемым в первой части сложного бессоюзного предложения 3 и в послед­ней части сложного предложения 1?

·  Укажите побудительное предложение.

·  Начертите схему предложения 3.

·Иллюстрацией каких орфографических пра­вил могут быть слова данных предложений?

  Задание 8. Прочитайте народные приметы.

Запишите сначала сложные бессоюзные предло­жения, в которых сочетаются разные значения между частями; расставьте знаки препинания; подчеркните грамматические основы и начерти­те схемы с указанием значений между частями. Затем запишите сложные бессоюзные предло­жения, состоящие из двух частей, определите их значения.

1) Бабье лето ненастно осень сухая бабье ле­то ведренно осень будет ненастная и холодная. 2) Пчелы вчера весело летали будет солнечный день. 3) Чайки садятся на воду будет хорошая по­года высоко поднимаются и кружатся к сильно­му ветру. 4) Ночью не выпало росы в низинах не появился туман быть пасмурному дню. 5) Воро­бьи затихли и спрятались под крышу приближает­ся гроза. 6) Грачи вьются высоко стаями и опус­каются стрел стрелой на землю будет дождь. 7) Нет бабочек завтра будет хорошая погода. 8) Лилия едва поднимается утром над водой после обе­да будет дождь. 9) Туман стелется по земле жди оттепели. 10) Летают и нервозно шумят галки и вороны завтра будет снегопад. 11) Вечером выпа­ла обильная роса завтра будет солнечная погода. 12) Бледное солнце с утра быть дождю к вечеру. 13) Туман утром стелется по воде будет солнечная погода. 14) Соловей поет всю ночь будет солнеч­ный день. 15) В лесу много рябины осень будет дождливой.

• Замените несколько сложных бессоюзных предложений синонимичными сложноподчинен­ными. Изменится ли при замене пунктуация? По­наблюдайте над интонацией обеих конструкций.

• Почему в народных приметах в основном ис­пользуются сложные бессоюзные предложения? Какое значение между их частями является преоб­ладающим? Почему?

• Исследуйте: чем интересно строение грам­матических основ данных предложений? Опре­делите способ выражения подлежащего и тип ска­зуемого в каждом предложении.

• Выделите все односоставные предложения в составе сложных, укажите их вид. Произведите полный синтаксический разбор предложений 7, 10.

• Выполните другие виды разборов, указанных индексами вверху слов.

    Задание 9. Прочитайте предложение, обозна­чая его интонационные особенности. Как называ­ется данная синтаксическая конструкция? Дока­жите. Начертите схему предложения, объясните расстановку знаков препинания.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблес­ки; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. (И Тургенев).

• Объясните правописание выделенных в сло­вах орфограмм.

• Выполните указанные виды разборов.

     Задание 10. Прочитайте. Какие типы слож­ных предложений представлены в текстах? Запи­шите, решая пунктуационные задачи. Подчеркни­те грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях, начертите их схемы и укажите ха­рактер смысловых отношений между частями.

1) Человек не должен жаловаться на времена из этого ничего не выходит. Время дурное ну что ж на то и человек чтобы улучшить его. (Т. Карлейль)

2) Малые страдания выводят нас из себя вели­кие же возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издает глухой звук разбейте его на две части он снова издаст чистый звук.

3) Есть два рода счастья счастье людей добро­детельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели второе от судьбы.

Счастье основанное на тщеславии разрушается им же слава злоречием богатство обманом. Осно­ванное на добродетели счастье ничем. (Л Толстой)

4) Я сорвал цветок он увял. Я поймал мотылька он умер у меня на ладони. И тогда я понял при­коснуться к красоте можно только сердцем. (По Г. Л. Прасоловой)

5) Казалось отроду не бывал я в таких пустых местах нигде не мерцал огонек не слышалось ни­какого звука. Один пологий холм сменялся другим поля бесконечно тянулись за полями кусты слов­но вставали вдруг из земли перед самым моим но­сом. (И. Тургенев)

   Задание 11. Прочитайте стихотворение.

 

                           Колокол дремавший

                            Разбудил поля

                           Улыбнулась солнцу

                           Сонная земля.

 

                           Понеслись удары

                                     К синим небесам

                           Звонко раздается

                                    Голос по лесам.

 

                          Скрылась за рекою

                        Белая луна

                          Звонко побежала.

                            Резвая волна.

 

Тихая долина

        Отгоняет сон

        Где-то за дорогой

           Замирает звон.

                                                 (С. Есенин)

    • Что объединяет предложения данного сти­хотворения? Какой поэтический прием лежит в их основе? (Предложения близки интонационно, одинаково построены - синтаксически парал­лельны.)

    • Определите, сколько здесь синтаксических параллелей и какую роль они играют, как влияют на наше восприятие стихотворения. (Четыре са­мостоятельных предложения, каждое состоит из двух частей, которые связаны друг с другом при помощи интонации, без союзов. Бессоюзие усилива­ет выразительность фразы. Сложные бессоюзные предложения, короткие, не осложненные, придают данному тексту динамичность, легкость. Ничто не препятствует приходу нового дня, пространс­тво стиха - открытое, широкое, наполняется сол­нечным светом, колокольным звоном, синью, жиз­нью.)

    • Выделите лексический ряд и выразительные средства фонетики; которые наряду с бессоюзи­ем усиливают выразительность фразы, создают настроение радости, полноты жизни, ожидания светлого, теплого, доброго.

    • Иллюстрацией каких орфографических пра­вил могут быть слова данного текста?

  • Запишите стихотворение по памяти или под диктовку, расставьте знаки препинания, подчерк­ните грамматические основы.

  Задание 12. Подготовьте выразительное чте­ние стихотворения. Охарактеризуйте интона­ционные особенности предложений. Определите смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Какой интонации они требуют? Найдите в стихотворении тропы и фигуры, в которых используются глаголы. Как они называются? Какова их выразительная роль?

  По опушке шла Весна

        Ведра с дождиком несла.

       Оступилась на пригорке

      Опрокинулись ведерки.

Зазвенели капли

 Загалдели цапли.

      Испугались муравьи

     Двери заперли свои.

         Ведра с дождиком Весна

До села не донесла.

       А цветное коромысло

Убежало в небеса

       И над озером повисло.

Чу-де-са!

                                                                                (Вл. Степанов)

 

   • Запишите, решая пунктуационные задачи. Объясните графически постановку тире в этих предложениях.

   Задание 13. Прочитайте текст. Озаглавьте.

     Определите, какие типы речи использованы в текс­те.

  Выйди зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри вокруг себя и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится.

  Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы пере­летывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут, махаются.

  Заморозь чугун с водой - он окаменеет. Поставь замороженный чугун в огонь: станет лед трескать­ся, таять, пошевеливаться; станет вода качаться, бульки пускать; потом ... загудит, завертится. То же делается и на свете от тепла. Нет тепла - все мертво; есть тепло - все движется и живет. Мало тепла - мало движения; больше тепла - больше движения; много тепла - много движения; очень много тепла - очень много движения.

 Откуда берется тепло на свете? Тепло от солн­ца.

 Ходит солнце низко зимой, стороною, не упи­рается лучами в землю - ничто не шевелится. Ста­нет солнышко ходить выше над головами, станет светить вприпор к земле - отогреется все на свете и начнет шевелиться.

 Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто все это сделает? Солнце. Оттают семечки, выпустят ростки, заце­пятся ростки за землю; из старых кореньев пой­дут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто это сделал? Солнце.

  Встанут медведи, кроты; очнутся мухи, пчелы; выведутся комары, выведутся рыбы из яичек на тепле. Кто все это сделал? Солнце.

 Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья; насы­тятся животные, напитаются люди, соберут кор­му и топлива на зиму; построят себе люди дома, построят чугунки, города. Кто все это пригото­вил? Солнце. (По Л. Н. Толстому)

 • Определите структуру предложений данного текста; объясните систему знаков препинания.

 • Какова роль сложных бессоюзных предло­жений в данном тексте?

 • Дайте подробную характеристику сложным многочисленным предложениям с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними; начертите схему.

          

                                 

                

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Сайт создан в системе uCoz